ПОДРОБНЕЕ

Bartoun

радоваться жизни

Поиски правды и смысла жизни

АВТОР: Игорь Борисович Орлов — доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ. О ПУБЛИКАЦИИ: Поиски правды и смысла жизни продолжение главы «В.

Национальная идея России в истории мысли» фундаментальной работы: Национальная идея России. Каков же механизм формирования национальной идеи? Ведь нельзя же назвать национальной идеей любые шаги правительств, направленные на благо своих народов. Этносы и государства проходят этапы своего развития с разными скоростями. Поэтому государственный строй первопроходцев, первыми достигших определенного уровня развития, до какого-то времени вполне можно воспринимать как уникальный, а идеи, связанные с его становлением, — как национальные. Тем не менее в настоящее время в литературе нет единого общепринятого мнения относительно ряда параметров национальной идеи.

Остается открытым вопрос о соотношении государственной идеологии и национальной идеи, разграничении или синонимичности понятий национальная и общенациональная, роли элиты в формировании национальной идеи и степени распространенности последней на диаспору. В российской истории национальная идея обычно акцентируется и выходит на поверхность в условиях внешней угрозы или цивилизационного вызова. То есть тогда, когда она призвана сыграть интегрирующую и мобилизующую роль. Другими словами, национальная идея открывается как скрытый до поры до времени цивилизационный потенциал народа.

Но на этом пути стоит ряд серьезных препятствий. Большинство мыслителей склоняются к тому, что национальная идея выступает как некий набор ценностей в их духовном и символическом выражении. Однако наивно было бы считать, что стоит провозгласить удачную, броскую формулировку общенациональной идеи — и задача будет решена. В истории идея неизменно посрамляла себя, как только вообще отделялась от интереса. Межуева идеи связаны с интересами, но не тождественны им. Осознанная или неосознанная национальная идея во многом представляет собой важный импульс в жизни любого народа. Иначе говоря, его историческому существованию сопутствует широко разделяемая органическая система ценностей, верований, убеждений.

Национальная идея нежизнеспособна, если она не базируется на ценностях и становится идеологическим суррогатом, если хотя бы не отражает их. Если рассматривать ценности как совокупность значений и смыслов, которыми пользуется в повседневной жизни конкретное сообщество на данном этапе развития, то национальную идею можно расценивать как набор символов и ценностей, объединяющих граждан, артикуляцию принципов, лежащих в основе национальных интересов. Можаровским об универсальности установок религиозного менталитета. К примеру, категория православный подразумевает соблюдение неизменных этических норм по отношению к представителям всех конфессий и всех национальностей. Более-менее признано, что еще одним ценностным центром национальной идеи является патриотизм, играющий роль одного из главных механизмов осуществления преемственности между поколениями. Нельзя не заметить, что сегодня к патриотическим идеям в поисках конструктивной парадигмы обращаются самые различные политические силы.

В результате под общей эгидой патриотизма оказываются разнообразные идейно-политические течения, дающие разноречивую его трактовку. Полезно вспомнить, какое понимание сущности патриотизма было свойственно В. Белинскому, отмечавшему, что любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Содержание современного патриотизма следует рассматривать в тесной связи с утверждением социального гуманизма.

В целом же национальная идея как система базовых идеалов национальной культуры рассматривается как социокультурная целостность. Посредством актуализации в духовном производстве она создает и поддерживает чувство психологического комфорта и защищенности. В литературе разделяют два смысла понятия национальная идея. В узком смысле это система представлений, связанных с ценностными установками в области этнической идентичности. Универсальность национальной идеи определяется, в числе прочего, тем, что она представляет собой механизм поиска и обретения идентичности. Но в силу биосоциальной природы этноса проблема идентичности является проблемой нерационального типа. Так, национальная идея в биосоциальной проекции — одна из скреп популяции, фактор жизни.

Следует учитывать и то, что в России на протяжении веков при обсуждении почти всех жизненно важных проблем общественного развития параллельно всегда возникала проблема отношения к Западу или, точнее, самоосмысления, самоутверждения себя на европейском фоне. Это, конечно, не может не влиять на процесс формирования идентичностей. Национальную идею имеют все состоявшиеся государства. Другими словами, нация — это народ, обладающий национальной идеей. То есть она схожа по структуре, функциям и назначению, а ее специфика связана с идентичностью стран.

Она неразрывно связана с процессом государственного строительства и институционализацией национальных отношений. В частности, в иберийском мире национальная идея получила религиозную окраску в качестве легитимизации военной экспансии и была сведена к стремлению превратить Испанию в мировую империю. В России начало активизации национальной идеи как части идеологического архетипа было положено событиями на Куликовом поле. Русская история в целом в силу ее катастрофичности может быть понята как поиск русским народом своей национальной идентичности.