ПОДРОБНЕЕ

Bartoun

радоваться жизни

Смысл жизни в служении людям

В тексте имя автора не упоминается. Это в общем-то и не смысл жизни в служении людям, потому что по своей литературной форме Евангелия отличаются от посланий или писем. Так, каждое из своих посланий апостол Павел начинал с указания своего имени, как это принято было в древнем мире.

Но что касается составителей четырех Евангелий, то ни один из них по имени себя не называет. И все-таки как авторы они не остались неизвестными. Так называемые внутренние свидетельства того, кто именно написал четвертое Евангелие, составляют целую цепочку. 21:24 относится ко всему Евангелию, а не только к последней его главе. 18:15-16, вероятно, относится к тому же самому ученику, «которого любил Иисус», поскольку оба эти выражения употреблены по отношению к одному и тому же лицу в 20:2. 19:35, следуя всей этой «логической цепочке», относится к нему. Итак, все эти факты, сведенные воедино, убедительно свидетельствуют в пользу того, что автором четвертого Евангелия был именно Иоанн, один из сыновей галилейского рыбака Зеведея.

Внешним свидетельством является утверждение церковной традиции, которая изначально объявила именно Иоанна, сына Зеведеева, автором четвертого Евангелия. Сошлемся на Поликрата, жившего в 69-155 гг. Предание определенно говорит о том, что апостол Иоанн на протяжении многих лет трудился в Ефесской церкви, основанной апостолом Павлом. Подтверждение этому находим и в Откр. Будучи в ссылке на острове Патмосе, расположенном у берегов Малой Азии, он написал послания семи церквам в провинции Асии, и первое из них адресовалось Ефесской церкви. Так что вполне вероятно, что именно в Ефесе было им написано «четвертое» Евангелие. А произошло это, по всей видимости, между 85 и 95 годами.

Евангелие от Иоанна было известно уже ранней Церкви как «четвертое», и отцы ее считали, что оно написано было Иоанном, достигшим весьма преклонного возраста. Косвенное подтверждение последнему аргументу находим в Иоан. 21:18 и 23, где говорится о «состарившемся» Петре, и содержится намек на то, что Иоанн переживет его. Сформулированная в 20:31, она состояла в том, чтобы донести «знамения», явленные Христом, до читателей Евангелия — с тем, чтобы они уверовали в Него. Несомненно, были у автора и другие цели. Так, одни считают, что Иоанн выступил здесь против синагогального иудаизма, другие — что против гностиков или против последователей Иоанна Крестителя.

Полагают, что это Евангелие было написано с целью дополнить другие три. Церковь широко пользовалась книгой апостола Иоанна именно с этой целью. Отличие этого Евангелия от других трех Евангелий. Отличие это явно бросается в глаза при сравнении всех четырех Евангелий. Его преображения, не упоминает об учреждении Им Вечери Господней, а также умалчивает о Его агонии в Гефсиманском саду и о Его вознесении. Иисусом во свидетельство о том, что Он есть Мессия, Сын Божий.

Все эти особенности нужно постоянно иметь в виду при изучении Евангелия от Иоанна. Ни одно из Евангелий не было задумано просто как биографическое повествование. Каждый евангелист из множества имевшегося у него материала выбирал то, что соответствовало поставленной им цели. Подсчитано, что прочтение вслух всех слов, сказанных Иисусом и записанных Матфеем, Марком и Лукою, заняло бы всего три часа. Совсем немного, если учесть, что служение Иисуса продолжалось около трех лет! В фокусе же каждого Евангелия — Благовестие о смерти и воскресении Иисуса Христа. Того, Кто приходил послужить людям и умереть за них.

В первые годы существования Иерусалимской церкви была заложена основа апостольского учения и проповеди. После того, как к церкви присоединилось множество людей, члены ее «постоянно пребывали в учении Апостолов» — читаем мы в Деян. Возникла необходимость в создании цельной богословской системы. В основу этой системы легло осуществление в Иисусе Христе мессианских ветхозаветных пророчеств. Преимущественное значение придавалось изучению Его «устной Торы», т.